Последние новости



Частные клиники объединились в саморегулируемую организацию.

solonin 3a8a3Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга, созданная в северной столице в 2005 году и активно представляющая интересы частной медицины на региональном и федеральном уровне, завершила первый этап перехода к саморегулируемой организации. Александр Солонин, руководитель Ассоциации, рассказал, что устав организации был приведен в соответствие с действующим федеральным законом № 315 («О саморегулируемых организациях»). Сейчас, по словам господина Солонина, процесс регистрации находится на финальном этапе (сведения об Ассоциации вносятся в государственный реестр СРО). Это может занять месяц.

Александр Солонин отмечает сложность процедуры создания СРО. «Сегодня еще нет до конца четкой концепции функционирования СРО в отрасли здравоохранения по профессиональному и предпринимательскому признаку», - говорит господин Солонин. Тем не менее, участники рынка указывают на очевидные плюсы саморегулирования.

Во-первых, СРО имеет возможность активно влиять на законодательную и нормативную базу, по которой работают ее члены. «Сегодня медицинская организация не всегда может в полном объеме выполнить все требования, необходимые для получения лицензии. Соблюсти необходимо 328 правовых актов, а это колоссальный объем юридической информации. Кроме того, многие из них устарели или противоречат друг другу», - говорит господин Солонин.

В свою очередь, СРО должна обеспечить для своих членов уменьшение существующих административных барьеров и избыточности государственного контроля и надзора. Одновременно с этим членство в СРО должно обеспечить для наших пациентов доверие к безопасности и надлежащему качеству предоставляемых услуг. 

В создаваемое в Петербурге СРО сегодня входят 28 самых известных медицинских брендов города (при этом количество действующих клиник в составе этих брендов гораздо больше). В клиниках Ассоциации работает более 6 тыс. человек. Совокупный годовой оборот членов организации составляет более 6 млрд рублей, что составляет по оценкам экспертов 25% от годового объема платных медицинских услуг Петербурга.

Требования к новым членам довольно жесткие, говорит Александр Солонин. Во-первых, клиника должна проработать на рынке медицинских услуг не менее года. Кроме того, перед тем как включить в свой состав новую компанию, специальный комитет Ассоциации проанализирует, соответствует ли ее деятельность принятым в Ассоциации стандартам качества, и ознакомится с отзывами пациентов.

Пока вступление в СРО является добровольным. Однако, в перспективе саморегулирование может стать обязательным, что будет давать возможность медицинским организациям работать в новой системе контроля и взаимодействия. При этом, эта система будет иметь профилактическую, а не карательную направленность. От этого, по мнению Александра Солонина, выиграет и государство, и медицинские организации, и пациенты.

План развития здравоохранения напряженный, но выполнимый

456672b c41c4В последние годы программный и проектный подходы стали основой управления здравоохранением - важнейшей для страны социальной сферы. С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", в 2011-2012 годах выполнялись мероприятия программы модернизации регионального здравоохранения. Финансовые вливания в здравоохранение в таких объемах и в такие сроки прежде в России не осуществлялись.

Естественным продолжением такой политики следует считать и Государственную программу "Развитие здравоохранения до 2020 года", которая определяет перспективы отрасли на более длительный, чем прежде, период. Она сформирована по всем правилам и критериям программного подхода в управлении и очень конкретна, начиная с паспорта программы, целей, задач, структуры, целевых индикаторов и заканчивая оценкой рисков. Пожалуй, впервые в российской практике управления здравоохранением документ такого уровня соответствует практически всем требованиям, предъявляемым к документам, регламентирующим долгосрочные программы. Однако, при самом положительном отношении к принятой программе следует отметить, что она не заменяет отсутствующую вот уже много лет концепцию стратегического развития сферы здравоохранения в современной России.

Высказываются мнения, что некоторые критерии выполнения программы изначально занижены по сравнению с Европой или даже Восточной Европой. Но это, конечно, не так. На мой взгляд, в документе расписаны реальные и достаточно напряженные задачи для нашей системы здравоохранения с учетом ее сегодняшних возможностей и ресурсов. По приведенным в документе расчетам, запланированные показатели реальны и выполнимы. Более того, подобной детализации планов в здравоохранении до сих пор не было. А конкретность всегда способствует возможности тщательного мониторинга и контроля.

Программа состоит из нескольких разделов: основной части и 11 подпрограмм. Они посвящены наиболее важным направлениям здравоохранения: развитию первичной медико-санитарной и совершенствованию оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, внедрению инновационных методов, охране здоровья матери и ребенка, совершенствованию реабилитации и санаторного лечения, кадровым проблемам, экспертизе и контролю, совершенствованию управления отраслью. Каждая подпрограмма прописана подробно, четко и понятно.

Однако создается впечатление, что исполнение подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни" целиком и полностью возложено на медицинских работников. Конечно, она чрезвычайно важна, и на нее планируется истратить почти треть всех средств программы. Это правильно - профилактика всегда дешевле, чем высокотехнологичная помощь. Но стоит ли перекладывать только на медицинских работников, к примеру, борьбу с курением как важнейшую часть здорового образа жизни? Здоровый образ жизни должен формироваться в семье, системе образования, системе управления физической культурой и спортом. Должна быть активизирована роль СМИ, различных общественных организаций и т.д. Но об этом в программе, на мой взгляд, сказано не очень четко.

Бесспорно и то, что профилактика заболеваний - задача здравоохранения. Медицинские организации должны быть готовы предоставлять медицинские услуги, связанные с ней, к тому, что в них придут люди на диспансерный осмотр, к тому, что выявленные больные потребуют дальнейшего лечения и т.д. Но только ли врачи ответственны за то, чтобы все граждане приходили на диспансеризацию? А сами граждане, работодатели, наконец, государство? Например, в Германии диспансеризация определенных групп населения включена в программы обязательного медицинского страхования, и если застрахованный не прошел в назначенный срок диспансерный осмотр, то его доля в платеже за обязательное медицинское страхование увеличивается.

Научная разработка показателей здорового образа жизни и участие в его пропаганде также дело здравоохранения. Но не только его. Значит, должны быть разработаны соответствующие механизмы пропаганды здорового образа жизни с участием властей всех уровней, работодателей, граждан и общества в целом.

Впервые в долгосрочную программу развития здравоохранения включена паллиативная помощь. Это сделано в соответствии с законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и является большим достижением - до сих пор данный вид помощи у нас развит слабо. Но многие обращают внимание на то, что на подпрограмму не выделено никакого финансирования. Поясню: паллиативная помощь включена в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, то есть финансирование такого вида помощи будет осуществляться в медицинских учреждениях в ее рамках.

Одна из острейших проблем нашего здравоохранения - кадровая. Вот почему предусмотрена и подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Ведь сколько бы мы ни вкладывали в инфраструктуру, в улучшение условий в поликлиниках, в приобретение новейшего оборудования, все это не даст эффекта, если не будет организована подготовка медицинского персонала. Но проблема связана не только с совершенствованием учебных программ в вузах и колледжах, но и с решением вопросов оплаты труда. В тарифе на медицинскую услугу заработная плата - самая переменная величина, потому что в тарифе можно изменить только ее. В то время как плату за электричество, воду, отопление, горючее для санитарного транспорта и т.д. изменить невозможно. И когда повышается цена на тепло, электроэнергию, а тариф остается прежним, то зарплата, соответственно, может только уменьшаться. Если проблема будет решаться так же, как сейчас, то никаких изменений в работе системы не будет. Руководством страны поставлена задача повысить зарплату врачей до 200% от средней по экономике региона, а среднего и младшего персонала - до 100%. Но пока зарплата - часть тарифа оказания медицинской помощи, у меня нет уверенности, что это реально.

Вернемся к подготовке кадров. По моему мнению, не следует применять к медицинским вузам методы оценки эффективности их деятельности, используемые министерством образования и науки. Нельзя забывать и о последипломном профессиональном образовании, о повышении квалификации врачей, фельдшеров и медицинских сестер. Опыт других стран свидетельствует, что необходим механизм допуска врачей к медицинской деятельности через персональное лицензирование, а предлагаемая в программе аккредитация может быть применена лишь к медицинским организациям.

Эффективное и своевременное лечение всегда связано с доступностью современных лекарств. Сейчас эта задача решается исключительно закупкой импортных лекарств и отдельными попытками восстановить собственную фарминдустрию. Мы очень сильно отстали в производстве лекарственных препаратов. И по науке, и по производству, и даже по той технике, которая должна использоваться на современных фармацевтических предприятиях. Считать, что лекарства - дешевая продукция, наивно. Конечно, необходимо развивать производство собственных субстанций, собственных препаратов. При оказании медицинской помощи должны использоваться апробированные препараты, которые проверены и рекомендованы экспертами. Если мы пойдем по пути развития медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания, одобренными и принятыми к исполнению врачебным сообществом, применяя эффективные лекарственные средства, тогда будет достигнут оптимальный результат.

Целевые индикаторы в госпрограмме разработаны отдельно по каждому региону, и порой разброс их очень велик. Это не случайность: инфраструктура здравоохранения, кадровое обеспечение в каждом субъекте Федерации абсолютно разные. Конечно, средние значения по стране есть, и при разработке программы их придерживались. Но задача в том, чтобы регионы с низкими показателями подтянуть вверх, а лидерам необходимо создать возможность развиваться, идти вперед. В целом намерения, изложенные в Государственной программе "Развитие здравоохранения до 2020 года", - очередной этап совершенствования здравоохранения, одной из базовых сфер социальной деятельности, обеспечивающей благополучие населения. Важно, чтобы она была полностью выполнена.


Источник: http://www.rg.ru

 

Почти 40% петербуржцев считают главной проблемой здравоохранения очереди к врачам

poliklinika3 85015

Согласно исследованию, проведенному социологами СПбГУ, большие очереди на прием к врачам в районных поликлиниках считают основной проблемой 39% опрошенных.

Высокая стоимость лекарств больше всего беспокоит 28% жителей Северной столицы, а нехватка в поликлиниках нужных специалистов – 22% горожан.

Чуть меньше волнует петербуржцев проблема невнимательного, подчас безразличного отношения врачей к пациентам (20%), а также уровень квалификации врачей (21%). В то же время считающих проблемой низкий уровень квалификации среднего медперсонала оказалось всего 3%. Еще одной проблемой, с которой, по данным опроса, сталкивается 9% горожан, является коррупция: необходимость давать взятки, осуществлять неофициальные доплаты врачам.

Согласно опросу самолечением занимаются 50% петербуржцев. Другая половина распределяется в основном между теми, кто в случае заболевания направляется в государственные бесплатные поликлиники (34%), и теми, кто предпочитает лечиться за деньги в частных клиниках (10%). Незначительное число горожан идет за здоровьем к так называемым народным целителям (0.5%), при этом есть и те, кто вообще не лечится, пуская все на «самотек» (2%).

Тем не менее, и среди предпочитающих самолечение есть те, кто время от времени посещает районные поликлиники. Доля заявляющих, что они никогда не прибегали к помощи врачей из своей поликлиники, составляет чуть более одной четверти всех опрошенных (27%). Основная часть горожан ходит в районные поликлиники один раз в год и реже (42%), еще каждый шестой (17%) появляется там 1-2 раза в год.

Причины, по которым люди не обращаются в районные поликлиники, разные. Чаще всего, горожане не идут туда, потому что считают, что медицинские работники им не помогут (17%), довольно часто причиной оказывается также то, что трудно записаться на прием к нужному специалисту (14%). Об отсутствии проблем со здоровьем как о главной причине того, что они не ходят в районные поликлиники, сообщили 38% петербуржцев.

Среди тех, кто обращается в районные поликлиники, довольны качеством обслуживания в той или иной мере примерно половина опрошенных. При этом только каждый десятый ответил, что его «полностью устраивает» качество медицинского обслуживания в районных поликлиниках в настоящее время (10%). Еще 38 % горожан сказали, что качество этого обслуживания их «устраивает лишь частично».

Более половины опрошенных не устраивает организация выдачи номерков к врачам узкой специализации, в том числе «полностью не устраивает» 38%, «не устраивает частично» 13% опрошенных. Но и получив талон на прием к врачу-специалисту, люди нередко сталкиваются с необходимостью часами дожидаться своей очереди. В назначенное время попадает к врачу только один из десяти опрошенных (11 %). В большинстве случаев ждать своей очереди приходится в переделах получаса (33%) или до часа (19%). Бывают случаи, когда ожидание в очереди тянется более одного часа (12%) и даже более двух часов (10%).

Плата официально в кассу медицинского учреждения чаще всего осуществляется за сдачу анализов (45%), дополнительное обследование (42%), за визиты к врачам-специалистам (35%), за дополнительное процедуры (32%). Однако за эти же услуги горожанам нередко приходится платить и непосредственно самим медработникам. Причем чаще всего они оплачивают услуги врачей-специалистов (45%).

Оценивая, по пятибалльной системе, работу своей районной поликлиники, самые высокие оценки горожане выставили за «отношение к пациентам со стороны младшего медперсонала» (4,2 балла) и «санитарно-гигиеническое состояние помещений» (4,0 балла), «уровень медицинского оборудования» (4,0). Близкая к «хорошей» в ходе опроса была также получена оценка «уровня квалификации и профессиональных знаний врачей» (3,9 балла). На чуть более низкую оценку оценили петербуржцы «отношение к пациентам со стороны врачей» (3,8 балла), как «удовлетворительную» они оценивают «организацию обслуживания пациентов» (3,4 балла).

Также большой поблемой для достаточно большой доли петербуржцев является приобретение лекарств. Примерно каждый десятый из числа тех, кому были выписаны те или иные препараты, не смогли их купить по разным причинам (9%). Чаще всего те, кто не смог купить нужные лекарства, говорили, что их не найти в аптеках (43%) и почти треть нуждающихся не смогли приобрести лекарства из-за отсутствия достаточной суммы денег (31%). Приобрести лекарства по льготе не смогли 16% респондентов.

В ходе опроса СПбГУ были получены и другие данные. По данным социологов СПбГУ, лечение в стационарах Петребурга проходили бесплатно по полису ОМС в течение последних 3 лет 26% петербуржцев. Те, кто прошел госпитализацию, в целом удовлетворены качеством обслуживания и квалификацией врачей городских стационаров. Практически по всем аспектам обслуживания в больницах горожане выставили оценки выше 4 по пятибалльной системе. Чуть ниже, пациенты больниц оценили качество питания (3,8 балла) и техническое состояние помещений стационаров (3,8 балла). Вместе с тем, отдельные респонденты в ходе опроса высказывали следующие жалобы на работу больниц: «неудовлетворительные условия содержания больных: грязно, тесно, холодно» (13,4%), «длинные очереди, переполненность больниц пациентами» (13,3%), «низкое качество лечения, некомпетентные врачи» (11,9%), «плохой, грубый персонал больницы, недостаточное, плохое обслуживание, организация работы больницы» (11%).

Вызов бригады неотложной помощи, как правило, не составляет проблемы для горожан. Подавляющее число опрошенных заявили, что врач «неотложки» приехал к ним, как и положено, в течение часа после вызова. При этом более двух третей петербуржцев сообщили, что в течение последних 6 месяцев им не приходилось вызывать неотложную помощь для себя, родственников или соседей.

О дневных стационарах, как форме лечения в поликлиниках, знают три четверти опрошенных (75%). Однако пользовался этой услугой только каждый пятый горожанин (20%). Услуга эта удобна и потенциально востребована. По крайней мере, почти две трети опрошенных из числа уже воспользовавшихся данной услугой, заявили, что такая форма «определенно нужна» (62%), еще четверть склоняются к этой точке зрения («скорее нужна» - 26%).

В платные медицинские учреждения чаще всего горожане обращаются по причине того, что, либо не удовлетворены бесплатной медицинской помощью (36%), либо к бесплатному врачу нужного профиля им трудно попасть (31%). О такой причине обращения в коммерческие центры, как «отсутствие врачей нужного профиля в городских бесплатных медучреждениях», заявили 11% респондентов. Практически двое из пяти опрошенных (40%) заявили, что вынуждены делать это потому, что к обычному специалисту в районной поликлинике просто не попасть из-за длинной очереди (или там нет вообще специалиста нужного профиля). Еще 36% сказали, что их не устраивает квалификация специалистов в этих поликлиниках.

Чаще всего платными видами услуг оказываются стоматологическое лечение (63%), консультации врачей-специалистов (50%), диагностические процедуры (36%). В целом, готовность обратиться за оказанием медицинской помощи в первую очередь в платный центр, отделение или клинику, высказывают только 22% опрошенных, и еще 29% респондентов заявили, что будут действовать в зависимости от обстоятельств. Готовность в первую очередь обращаться за медицинской помощью в свою районную поликлинику выразили 46% горожан.


Источник: http://www.baltinfo.ru

 

Лариса Попович: «Социальных инициатив в сфере здравоохранения слишком мало»

LarisaPopovich2 21397Состоявшаяся в Москве конференция «Эффект солидарности. Новые инициативы бизнеса и государства для развития социальной сферы» была посвящена обсуждению вопросов становления социального предпринимательства в России. Дискуссия по вопросам реновации социальной сферы была организована газетой «Ведомости» совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Прокомментировать некоторые итоги круглого стола мы попросили директора Института экономики здравоохранения Ларису Попович.

Я очень высоко оцениваю прошедшую встречу. Во-первых, дискуссия была непривычно откровенной, и в то же время непривычно профессиональной.

Сегодня мы выходим на понимание абсолютно новой парадигмы взаимодействия государства и общества. И очень здорово, что АСИ выступает для этого коммуникационной площадкой.

Самое главное, чтобы государство и дальше прислушивалось к Агентству стратегических инициатив. Если эта возможность исчезнет и государство перестанет слышать АСИ, открытое правительство, все обсуждения станут чисто формальными, а площадка будет использоваться только в качестве прикрытия для принятия собственных решений, будет очень печально. Мы упустим уникальный шанс.

Мне кажется, что единственный способ для государства найти ответ на глобальные вызовы, с которыми мы сталкиваемся, это обратиться к механизмам крауд-сорсинга, механизмам общественного формирования запроса и совместного нахождения решения. Система социальной солидарности дает для этого хороший шанс, и его нельзя упустить. АСИ – поразительный инструмент для того, чтобы улучшить ситуацию. Хочется, чтобы мы по достоинству оценили эту возможность и активнее ей пользовались.

Как вы оцениваете количество социальных инициатив в сфере здравоохранения?

Социальных инициатив в сфере здравоохранения слишком мало. Это касается как государственно-частного партнерства, так и других форм. Есть достаточно много интересных проектов, которые реализуется частный бизнес в сфере фармацеи, что понятно – там маржинальность другая. Но и социальные проекты, например, по поддержке пожилых людей или детей должны стать массовыми.

Государству, наверное, следует продумать механизм стимулирования общественной активности и развития в обществе взаимопомощи. Мы еще недопонимаем, что эта сфера связана с будущим, ведь здравоохранение определяет все остальные сферы. Только здоровый человек будет нормально работать на благо общества. Здоровье – основа для хорошего образования и именно здоровье дает возможность человеку для самореализации.

Какими методами, по-вашему, можно повысить активность частного сектора?

Стимулировать активность можно либо информационно, либо экономически. Это понятно и совершенно очевидно. Но однозначного рецепта здесь нет. В каждом конкретном случае стимулировать инициативу людей надо по-разному.

Очевидно, что мотивация должна быть у каждого участника, но набор мотиваций не так велик. Например, это может быть некое внутреннее желание проявить себя в социально-ориентированной кампании или экономическая заинтересованность. Все они должны быть реализованы. Мы должны предусмотреть возможность стимулирования разных мотиваций, чтобы расширить число участников.

Полагаю, одной из причин невысокой активности является то, что люди еще не знают, что такое Агентством стратегических инициатив и чем оно занимается.


Источник: http://ria-ami.ru

 

Эксперт: 60% антибиотиков используются не по назначению

tabletki ea63bВ Нижнем Новгороде специалисты обсудили проблемы антибиотикотерапии в амбулаторной практике. Семинар по этой теме проводился в рамках реализации национального образовательного проекта. Как подчеркнул профессор ММА им. Сеченова, вице-президент межрегиональной общественной организации «Альянс клинических химиотерапевтов и микробиологов» Сергей Яковлев, в 21 веке специалисты говорят о кризисе антибиотиков.

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем является рост резистентности микробов. Она привела к тому, что препараты, которые с успехом применялись 5 лет назад, сегодня не работают. Проблема стала настолько серьезной, что обсуждение ее проходит на уровне правительств. «Сегодня резистентность растет на всех уровнях. Особенно тревожит то, что в последние 5-7 лет во внебольничных условиях стали появляться микробы с нозокомиальным фенотипом резистентности, т.е. госпитальные микробы вышли за пределы стационаров. Если это распространение продолжится, то придется пересматривать вопросы лечения многих заболеваний», — подчеркнул Сергей Яковлев. По его мнению, одна из главных причин этого явления заключается в избыточном употреблении антибиотиков. «Проведенные исследования показали, что до 60% этих средств используются не по назначению, в т.ч. и в амбулаторной практике. Проблема усугубляется тем, что многие пациенты принимают их самостоятельно при многих заболеваниях», — сообщил докладчик. По его словам, одним из важнейших признаков кризиса заключается в том, что в последние 10-12 лет мало появляется принципиально новых антимикробных препаратов.

В этих условиях эксперты призывают врачей соблюдать принципы рационального применения антибиотиков. Особенно важно это для амбулаторного звена. «Нужно соблюдать первое правило антимикробной терапии, т.е. выбирать препарат с наименее широким спектром действия. Сегодня при назначении антибиотиков нужно думать не только о том, чтобы вылечить пациента, но и о том, чтобы назначенные препараты не провоцировали развитие устойчивости. Чем больше будет накапливаться резистентность, тем менее эффективной будет эмпирическая антибиотикотерапия, что неизбежно приведет к увеличению стоимости лечения», — подчеркнул Сергей Яковлев. По его мнению, последствия необоснованного назначения антибиотиков могут быть катастрофичны для общества. Рост резистентности может привести к тому, что будущие поколения останутся без этих лекарств. Кроме того, врачи всегда нужно помнить о потенциальном вреде антибиотиков. Сегодня почти 40% всех сообщений о побочных эффектах ЛС касаются именно антибиотиков.


Источник: http://fbr.info