Последние новости



Евгений Костюшов: «Финансирование скорой помощи за счет средств ОМС – ненужная спешка»

Буквально только что пришло письмо ТФОМС ЛО для ознакомления и использования в работе распоряжение федерального фонда ОМС № 9939/30-И от 24.12.2012 г. где прописано, что с 1 января 2013 года за счет средств ОМС осуществляется финансовое обеспечение скорой медицинской помощи. Таким образом, уже устанавливаются объемы проверок СМП:

- Ежемесячных МЭЭ – 3% от числа поданных на оплату случаев

- Ежемесячных экспертиз качества – 1,5% от числа поданных на оплату случаев

Так же имеется перечень оснований, для отказов в оплате медицинской помощи и применение штрафных санкций, в том числе от 50 до 100 % за увеличение сроков ожидания СМП, отсутствие на официальном сайте в сети интернет сведений по СМП, невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических или лечебных мероприятий в соответствии с порядками и стандартами. Повторное обоснованное обращение застрахованного лица в течение 24 часов, наличие дефектов в оформлении медицинской документации и многое другое.

У меня возникает вопрос? Переходный период до 2015 года, этот период предусматривает переоснащение СМП аппаратурой и автомобильным транспортом, куда мы спешим? Перед кем нужно отчитаться перед премьером или президентом? Большая часть полученного повествования от федерального фонда посвящено штрафам. Такое впечатление, что данный документ и данная спешка направлена во благо и для блага и соответственно для обеспечения сладкой жизни страховым компаниям. Вместо того чтобы в документе дать разъяснение и объяснение медицинским работникам весь документ посвящен экономической составляющей, а разъяснять есть что. Как оказывать помощь пациенту без полиса, человеку который находится в бессознательном состоянии на улице, как будет считаться и оплачиваться ложный вызов, констатация смерти или смерть до прибытия, что делать с хрониками, вызывающие по 3-4 раза СМП, которые отказываются от госпитализации, а зачастую их не берет ни одна больница, ссылаясь на какой-то «секретный» приказ, что после 70 лет в больнице делать нечего. Это будет считаться как один вызов или будет оплачиваться каждый?

А если не будет вызовов, какие счета выставлять, как платить скорой помощи? А что у нас МЧС, аварийная служба, газовая служба, ТСЖ получает деньги от количества чрезвычайных ситуаций, а полиция от количества раскрытых преступлений? Почему такая жизненная отрасль, как здравоохранение в целом и скорая медицинская помощь в частности ставится в зависимость от количества вызовов. Это одна из самых важных служб, которая должна финансироваться из бюджета. Мне представляется, что происходит бег впереди телеги и не только впереди, но и поперек. А коль поперек, эта телега раздавит скорую помощь, как структуру. И так на сегодняшний день полная нищета. Нет материально-технической базы у скорой помощи России (но зато есть порядки и стандарты), а чем оказывать помощь пальцем? Так вот на сегодняшний день в силу кадрового дефицита врачей скорой помощи, отсутствия должной материально-технической базы мы можем лишиться даже того что мы имеем на сегодняшний день. Когда врач приезжает к больному и если больной в сознании, а врач интеллигентный человек, то он может оказать помощь больному только добрым словом, а если больной без сознания, то только добрым взглядом. По видимому, прежде чем издавать подобные маразматические приказы (с легкой руки главного специалиста господина Багненко) нужно начинать и решать вопросы по кадровому ресурсу, материально-техническому оснащению, в том числе машин скорой помощи, приводить в порядок дороги, ликвидировать пробки для проезда скорой помощи, это проблемы не медицинские, а чисто административно хозяйственные.

Мне представляется, что подобный огульные приказы ни что иное как волюнтаризм. Возможны они хороши для столицы нашей родина Москвы, но не для сельповских ЛПУ. Всегда у нас принято в России, что если что-то делать во благо народу, то повсеместно по всей России одновременно с уничтожением того, что было. Мне же представляется, что для подобных пилотных проектов нужно брать отдельно поселок или отдельный город и отправить туда на время реализации этого проекта чиновников из Минздрава, которые готовили и порядки, и стандарты, и переход на ОМС. Они посмотрели бы материально-техническое оснащение, наличие кадрового состава (для чего им хватит пять пальцев на одной руке), в каком состоянии дороги, есть ли наркотики на скорой помощи и все бы встало на свои места. Подобные бредовые идеи испарились бы в одночасье, как класс. Люди, которые предлагают подобное, имеют фамилию, имя и отчество, а так же должность, поэтому с них нужно спрашивать персонально ни после неудавшегося эксперимента, а до его начала. Я за прогресс! Я за совершенствование оказания медицинской помощи. Но я против того, что творится. В данном случае спешка не только не нужна, она преступна.

И все же лобби страховых компаний сильно и намного выше по своему статусу государственных мужей, которые должны отвечать за жизнь и здоровье нации.

Евгений Костюшов,

член cовета и член президиума Национальной медицинской палаты,

председатель комитета по здравоохранению Союза малых городов РФ

Д.Медведев увеличил число заместителей министра здравоохранения РФ до шести.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев увеличил число заместителей министра здравоохранения РФ с пяти до шести человек. Как сообщает пресс-служба правительства РФ, Д.Медведев подписал соответствующее постановление. Кроме того, согласно документу, количество департаментов Минздрава также расширено - с 15 до 16.

Напомним, что сейчас заместителями министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой являются статс-секретарь Сергей Вельмяйкин, Игорь Каграманян, Андрей Юрин и Татьяна Яковлева.


Источник: rbc.ru

 

«Скорая» предъявит счет

В наступившем году вступят в действие положения сразу нескольких принятых ранее законов в сфере здравоохранения. С 1 января россиянам придется платить за все непредусмотренное новыми стандартами лечение, самостоятельное обращение к врачам-специалистам и даже за скорую медпомощь, если в момент обращения за ней у человека не окажется полиса ОМС. Анонсированной ранее продажи безрецептурных лекарств в супермаркетах пока не будет.

В новом году политика на снижение расходов российского бюджета на здравоохранение будет продолжена. В общей сложности затраты государства на медицину в 2013 году по сравнению с ушедшим годом упадут на 8,7%, а к 2015 году — на 17,8%. А запланированное в трехлетнем бюджете сокращение снижения доли ВВП на цели здравоохранения в 2013—2015 годах составит 1% – от 3,5 до 2,5% от ВВП. В наступившем году вступят в действие и некоторые положения нескольких принятых ранее законов, обеспечивающих компенсацию существенного сокращения расхода бюджета за счет средств граждан.

Так, с 1 января 2013 года вводятся общефедеральные медико-экономические стандарты, определяющие максимальный объем гарантированной медицинской помощи, которую может получать один человек по одному заболеванию. И страховые компании будут возмещать медучреждениям расходы, запланированные в рамках этих стандартов. Утверждением территориальных программ и дифференцированных подушевых нормативов ОМС, а также реализацией базовой программы ОМС на подведомственной территории будут заниматься региональные власти.

Средний подушевой норматив финансирования, предусмотренный программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год, составляет 9032,5 рубля. В Москве этот показатель более чем вдвое выше рекомендованного на федеральном уровне и составляет 22 120,0 рублей.

Одновременно власти определились со степенью участия в финансировании медицины со стороны граждан.

Спустя год после принятия закона «Об основах охраны здоровья граждан», официально закрепившего статус платной медпомощи в муниципальных медучреждениях, вступили в силу «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», уточняющие, за что именно пациентам придется платить.

Согласно документу, с 1 января платным является все, что не входит в программы ОМС. Заплатить, например, придется за применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении или анонимное оказание медуслуг. А также за применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших. Правда, оговаривается в документе, если такие препараты требуются по жизненным показаниям или у больного имеется непереносимость других препаратов, то лекарства должны предоставляться бесплатно.

Заплатить придется и в случае, если человек решит самостоятельно (без направления) обратиться за получением медуслуг. Бесплатно в таких случаях будет оказываться только первичная медико-санитарная и скорая медпомощь.

Впрочем, в совсем уже крайних случаях умереть пациенту дать не должны. «Если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», — говорится в правилах.

Правда, потом медикам придется еще доказать, что, оказывая свои услуги бесплатно, они спасали человеку жизнь. В сложное положение попадают и врачи «скорой помощи». С 2013 года, согласно закону «Об обязательном медицинском страховании» (ОМС), скорая медицинская помощь включена в базовую программу ОМС (ранее финансирование осуществлялось напрямую из бюджета).

А это значит, что в случае отсутствия полиса ОМС вызов «скорой помощи», а также лечение пациенту придется оплачивать самому.

Согласно программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год, средние нормативы финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования составляют 1435,6 рубля. Поэтому «бесполисному» пациенту будет выставлен счет минимум на эту сумму. Так что теперь каждому гражданину этот документ лучше всегда иметь при себе.

Переход на одноканальную систему финансирования коснулся не только «скорой помощи». Финансироваться из средств фонда ОМС с 2013 года в рамках Концепции развития здравоохранения до 2020 года будет вся гарантированная законом медицинская помощь. До сих пор разница между реальными затратами медучреждений и компенсацией от страховых компаний покрывалась из федерального и регионального бюджетов.

Вопрос, хватит ли средств ОМС на то, чтобы полностью компенсировать затраты медучреждений на дорогостоящее и длительное лечение, вызывает большие опасения у экспертов.

Тем более что, как планируется, за счет того же фонда ОМС и местных (в большинстве регионов страны – дотационных) бюджетов в 2013 году продолжится реализация модернизации здравоохранения: укрепление материально-технической базы медучреждений, внедрение современных информационных систем.

В Москве средств на медицину хватит, утверждают в мэрии. Стоимость территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи в Москве на 2013 год вырастет относительно ушедшего года на 9% и составит 260,976 млрд рублей. Из них средства бюджета города составят 141,264 млрд рублей, средства Территориальной программы ОМС – 119,713 млрд рублей.

Особенностями программы этого года станет поэтапный переход на новые принципы финансирования — подушевое финансирование амбулаторных центров с прикрепленным по территориальному принципу населением. При этом будут сохранены ранее введенные выплаты участковым врачам-терапевтам, педиатрам, семейным врачам, врачам «скорой помощи» и среднему медицинскому персоналу. Кроме того, в рамках базовой программы ОМС будет осуществляться финансовое обеспечение услуг по вспомогательным репродуктивным технологиям (ЭКО), что, по мнению руководителя департамента здравоохранения Георгия Голухова, поможет увеличить показатели рождаемости в городе.

Еще одним московским новшеством станут расположенные на первых этажах жилых домов кабинеты частнопрактикующих семейных врачей.

Как рассказала журналистам заместитель мэра столицы по вопросам имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, для оказывающих первичную медпомощь врачей город будет выделять в аренду по льготной ставке помещения площадью до 100 кв. м. На сегодняшний день подготовлено 10 таких кабинетов.

А вот анонсированной ранее продажи безрецептурных лекарств в супермаркетах пока не будет. Категорически против этого выступил Минздрав, пришедший к мнению, что продажа безрецептурных лекарств в торговых сетях повышает риски реализации недоброкачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции, а также может привести к неконтролируемому росту цен.


Источник: gazeta.ru

 

Внесены изменения в закон о наркотических средствах и психотропных веществах

Владимир Путин подписал Федеральный закон от 30.12.2012 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», сообщили в пресс-службе Президента РФ.

Федеральный закон принят Государственной Думой 18 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Федеральный закон направлен на исполнение международных обязательств Российской Федерации по осуществлению контроля за лекарственными препаратами, отнесёнными законодательством Российской Федерации к сильнодействующим веществам, но подлежащими контролю как психотропные вещества в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Документом отменяется государственная монополия на отдельные виды оборота психотропных веществ, внесённых в список III перечня наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, что позволит включить в данный список указанные лекарственные препараты и осуществлять в их отношении меры государственного контроля, установленные для психотропных веществ, без ущерба для использования в медицинских целях.

Кроме того, законом исключается требование о специальной маркировке упаковки используемых в медицинских целях психотропных веществ, внесённых в список III, а медицинские организации муниципальной системы здравоохранения наделяются правом уничтожать наркотические средства и психотропные вещества, используемые в медицинских целях.

Принятие Федерального закона потребует изменения ряда актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы оборота психотропных веществ, включённых в список III, а также устанавливающих порядок уничтожения наркотических средств и психотропных веществ. В связи с этим вступление закона в силу предусматривается по истечении 180 дней после дня официального опубликования.


Источник: http://www.pharmvestnik.ru

 

Как в 2013 году в Петербурге будут оказывать бесплатную медицинскую помощь

Территориальная программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи принимается в качестве закона Петербурга ежегодно. В ней содержатся ответы на вопросы: как, где, в какие предельно допустимые сроки пациент получает медицинскую помощь и на каких условиях.

Бесплатная медицинская помощь в Петербурге оказывается в соответствии с законом «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Он определяет права пациента и виды бесплатной медицинской помощи в 4-м разделе «Порядок и условия оказания предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке в рамках территориальной программы». Мы публикуем выдержки из 4-го раздела с комментариями и разъяснениями начальника отдела по работе с гражданами Территориального фонда ОМС Петербурга Геннадия Лопатенкова.

Как выбирается базовая поликлиника?

Закон: Для получения плановой первичной медико-санитарной помощи граждане, местом жительства которых является Санкт-Петербург, реализуют свое право на выбор медицинской организации путем прикрепления к медицинской организации, предоставляющей первичную медико-санитарную помощь, в том числе по территориально-участковому принципу. Выбор медицинской организации осуществляется не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
Медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь, в том числе по территориально-участковому принципу, не вправе отказать гражданину в прикреплении по месту фактического проживания (учебы, работы) гражданина.

Комментарий: Закон ввел новую норму — поликлиника не вправе отказать гражданину РФ с полисом ОМС в прикреплении по месту фактического проживания (учебы, работы), независимо от того, где он получал полис, и независимо от загруженности поликлиники. При этом пациент не должен доказывать, что он действительно живет недалеко от поликлиники — в этом случае действует презумпция доверия.
Выбрать поликлинику можно лишь один раз в год — исключение — изменение места жительства. Обратите внимание, что в этом случае подразумевается не переезд из одного района Петербурга в другой, а переезд в Петербург из другого региона страны.

Как выбирается лечащий врач в базовой поликлинической медицинской организации?

Закон: В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации с учетом согласия врача.

Комментарий: Прикрепление к поликлинике по месту жительства всем понятно: человек становится пациентом того терапевта, на участке которого проживает. Если он хочет прикрепиться к поликлинике, расположенной рядом с местом работы (учебы), то прикрепляться придется не только к поликлинике, но и к конкретному врачу – на это прикрепление требуется согласие врача. Человек пишет заявление на имя заведующего поликлиникой с просьбой прикрепить его к конкретной поликлинике и к конкретному врачу. Что делать, если врач не хочет дополнительных пациентов (и так на полторы ставки работает)? Его мнение учитывается. Но если он работает меньше, чем на ставку, включается административный ресурс и его обязывают принимать пациента, который написал заявление и хочет лечиться только у этого врача.

Как получить консультацию врача-специалиста в амбулаторном учреждении?

Закон: Оказание плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста; в случае самостоятельного обращения гражданина к врачу-специалисту с учетом порядков оказания медицинской помощи. Информация о врачах-специалистах, к которым в соответствии с порядками оказания медицинской помощи гражданин имеет возможность обратиться самостоятельно, размещается на официальном сайте уполномоченного органа.

Комментарий: Общепринятый в мире принцип обращения к врачу-специалисту — по направлению врача общей практики (участкового терапевта или педиатра, фельдшера) или другого врача-специалиста для уточнения диагноза. Законодательство РФ не дает ответа на вопрос, можно ли самостоятельно обратиться к специалисту. В Петербурге сложилась практика, по которой, в зависимости от возможностей поликлиники, можно записаться самостоятельно к 5-10 специалистам. Чаще всего это отоларинголог, невролог, офтальмолог, хирург, эндокринолог, онколог, гинеколог, кардиолог.

Кто и как определяет сроки и место проведения диагностических и лечебных мероприятий?

Закон: Объем, сроки, место и своевременность проведения диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом. При оказании плановой медицинской помощи в амбулаторных условиях сроки и место проведения основных диагностических мероприятий должны быть назначены лечащим врачом (в зависимости от медицинских показаний) и указаны им в медицинской карте.
В целях упорядочивания оказания плановой медицинской помощи осуществляется предварительная запись пациентов, в том числе в электронной форме. То есть через самозапись по интернету и через call-центры можно записаться в другую районную поликлинику и выполнить обследование в установленные врачом сроки.

Комментарий: Норма, по которой сроки и место проведения основных диагностических мероприятий назначаются лечащим врачом в зависимости от медицинских показаний и указываются им в медицинской карте, появилась всего два года назад. Она введена, чтобы контролирующие органы могли проверить, не направляет ли врач на срочное исследование за плату в частное медицинское учреждение, не вынуждает ли таким образом оплачивать срочное исследование в этой же поликлинике. Теперь он должен указать в карте допустимые сроки проведения исследования (скажем, три дня или месяц).

Как определить реальную очередь в клинике на обследование или лечение?

Закон: При направлении гражданина лечащим врачом в плановом порядке на консультацию, диагностическое исследование, лечение в дневном стационаре или госпитализацию в круглосуточный стационар медицинская организация, в которую направлен гражданин, должна фиксировать очередность в порядке, установленном уполномоченным органом.

Комментарий: То есть в клиниках города должен вестись так называемый журнал очередности, чтобы органы управления здравоохранением и страховые медицинские организации могли отслеживать реальную очередь. Это важно, чтобы у клиники не было искушения для создания ситуаций, в которых пациенту говорят: «У нас очередь на три года вперед. Через отдел платных услуг вы можете попасть к нам быстрее». Клиники обязаны данные журнала очередности ежемесячно представлять в контролирующие органы.

Кто выбирает стационар для госпитализации?

Закон: Выбор медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь соответствующего вида и профиля, осуществляется гражданином, если это не связано с угрозой жизни гражданина.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации Территориальной программы принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных Территориальной программой.

Комментарий: Если пациент вызывает «Скорую помощь», то прибывший врач выбирает, в какую клинику отвезти пациента (по согласованию с диспетчерской службой «03»). Во всех остальных случаях выбор осуществляется пациентом. При этом врач, направляющий пациента на получение специализированной медицинской помощи, обязан предоставить информацию обо всех клиниках, в которых она оказывается. Если пациент выбирает клинику, в которой большая очередь на получение необходимой ему медицинской услуги, врач должен рассказать о тех стационарах, в которых очередь меньше.

В каких случаях лечение пациента должно проводиться в стационарных условиях?

Закон: Медицинская помощь в стационарных условиях оказывается пациентам, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.

Комментарий: Эта мера появилась в законе, чтобы ограничить необоснованную госпитализацию или госпитализацию по социальным показаниям. Стационарная помощь — дорогой вид медицинской помощи. Врачи часто слышат просьбы: «Положите меня в больницу, чтобы меня там обследовали и подлечили — нет времени и сил делать это амбулаторно». Пациент должен понимать, что направить его на госпитализацию «по желанию» врач не имеет права.

Как осуществляется госпитализация?

Закон: Госпитализация гражданина осуществляется:
по направлению лечащего врача, оказывающего первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также первичную специализированную медико-санитарную помощь, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, в порядке, установленном уполномоченным органом; бригадами скорой медицинской помощи; при самостоятельном обращении гражданина по экстренным показаниям.

Комментарий: Последний пункт означает, что если человек в состоянии, угрожающем жизни, самостоятельно обращается в больницу, его обязаны госпитализировать и оказать необходимую медицинскую помощь.

Сроки осмотра специалистом в приемном покое стационара

Закон: Регистрация и осмотр пациента, доставленного в медицинскую организацию по экстренным медицинским показаниям, проводится медицинским работником незамедлительно, повторный осмотр — не позднее чем через час после перевода на отделение.
Регистрация и осмотр пациента, направленного в медицинскую организацию в плановом порядке, проводится медицинским работником в течение двух часов после поступления пациента.
При госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую стационарную медицинскую помощь, ему по клиническим показаниям устанавливается стационарный режим.

Как оказывается медицинская помощь гражданам, имеющим право на ее получение без очереди?

Закон: Внеочередное оказание медицинской помощи гражданам, имеющим на это право в соответствии с федеральным законодательством, осуществляется в следующем порядке.
Гражданин, имеющий право на внеочередное оказание медицинской помощи, обращается в регистратуру медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, вне очереди и предъявляет документ, подтверждающий указанное право. Медицинский работник, ответственный за ведение расписания приема врачей (далее — медицинский регистратор), обязан предложить гражданину удобное для гражданина время из имеющегося в расписании врача. В случае длительного периода ожидания приема врача медицинский регистратор должен предложить гражданину возможность обратиться к другому врачу соответствующей специальности или организовать запись на прием к врачу в другую медицинскую организацию с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационно-справочных сенсорных терминалов, центров записи граждан на прием к врачу по телефону.

В каких случаях пациент обеспечивается бесплатно лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения?

Закон: При оказании в рамках Территориальной программы первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, а также плановой первичной медико-санитарной помощи непосредственно в медицинской организации (процедурный кабинет); медицинской помощи в условиях дневного стационара; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

Комментарий: Названы ситуации, в которых государство обеспечивает пациента всем необходимым для лечения и диагностики. Перечень ЖНВЛП с 2013 года не утверждается отдельным законом, он определяется теперь в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств». И в Петербурге теперь нет единого перечня изделий медицинского назначения из трех тысяч наименований со сложными названиями. Теперь в стационаре пациенты обеспечиваются лекарствами и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.
Пациенты должны понимать, что металлоконструкции (которые часто просят приобрести за свой счет), иголки, интубационные трубки, скальпель не относятся к медицинским изделиям, которыми обеспечиваются пациенты. Ими обеспечивается врач в рамках стандартов.
В условиях стационара человек должен бесплатно обеспечиваться изделиями медицинского назначения, например, костылями или памперсами, то есть теми изделиями, которые выдаются инвалидам через систему социального страхования.

Должно ли предоставляться лечебное питание в стационаре?

Закон: При оказании медицинской помощи в условиях стационара пациенты, роженицы, родильницы и кормящие матери обеспечиваются лечебным питанием.
Если необходимые пациенту лекарства или медицинские изделия не предусмотрены перечнями и стандартами?
Закон: Обеспечение граждан в рамках Территориальной программы лекарственными препаратами, не включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и (или) медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется в случае наличия у пациента медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Комментарий: В случае если комиссия не принимает такого решения, все, что не входит в стандарт медицинской помощи, пациент должен оплачивать.

Каковы предельные сроки ожидания амбулаторной консультативной и диагностической медицинской помощи?

Закон: Срок ожидания плановой первичной медико-санитарной помощи при отсутствии острого и обострения хронического заболевания, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами акушерами-гинекологами участковыми, не должен превышать семи дней.
Предельные сроки ожидания плановых консультаций врачей-специалистов и диагностических исследований:
при оказании первичной медико-санитарной помощи — не более 14 дней; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи — не более одного месяца по направлению медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь; проведение компьютерной томографии (КТ) – не более двух месяцев; проведение магнитно-резонансной (МРТ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) — не более четырех месяцев.

Каковы предельные сроки ожидания стационарной медицинской помощи?

Закон: Предельный срок ожидания медицинской помощи в дневном стационаре (в том числе восстановительного лечения) — не более трех месяцев.
Предельный срок ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях в плановой форме (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи, социально значимых заболеваний, перечень которых утвержден постановлением правительства РФ, применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) и восстановительного лечения) — не более шести месяцев.
Предельный срок ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях при социально значимых заболеваниях, — не более четырех месяцев.

Комментарий: То есть общее правило по срокам ожидания плановой помощи — 6 месяцев, а срок ожидания плановой помощи в связи с социально-значимыми заболеваниями снижается до 4 месяцев. ВМП не нормируется вообще — сроки оказания высокотехнологичной помощи могут быть больше 6 месяцев. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), несмотря на то, что вошло в ОМС, пока относится к ВМП, поэтому сроки не нормированы.

Какие заболевания в рамках Территориальной программы ОМС относятся к социально значимым?

Комментарий: Это злокачественные новообразования, артериальная гипертония, сахарный диабет, гепатиты В и С.
Если реальная очередь на госпитализацию в выбранном пациентом стационаре превышает 4 (для социально значимых) или 6 месяцев?

Закон: При невозможности предоставить гражданину медицинскую помощь в установленные сроки медицинская организация получает письменное согласие гражданина на оказание медицинской помощи с превышением установленных сроков ожидания или направляет гражданина для получения необходимой медицинской помощи в другую медицинскую организацию, включенную в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы.
Комментарий: В Петербурге по большинству профилей медицинскую помощь оказывают несколько медицинских учреждений, о которых врач должен сообщить пациенту. И уже его право решать — нужно ли госпитализироваться в течение месяца или он готов ждать 9 месяцев.

В каких палатах размещаются пациенты при стационарном лечении?

Закон: При оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациенты размещаются в палатах на два и более мест. Размещение пациентов в одноместных палатах (боксах) осуществляется по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям в соответствии с перечнем показаний, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарий: Отдельная палата для одного человека выходит за рамки Территориальной программы и считается условием повышенной комфортности, то есть платной услугой.

До какого возраста ребенка с ним вместе в стационаре может находиться родитель?

Закон: При совместном нахождении в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю в медицинской организации бесплатно предоставляются спальное место и питание.

Комментарий: Это нововведение, в соответствии с которым в системе ОМС введены соответствующие тарифы. Пока не во всех учреждениях созданы условия для пребывания ребенка с взрослым, поскольку сделать это быстро невозможно. Но эта обязательная норма появилась в законе год назад и подлежит исполнению, с 2013 года ее выполнение в медучреждениях будет объектом контроля со стороны страховой медицинской организации (СМО).

Что делать, если в стационаре, в который госпитализирован пациент, нет возможности для необходимого исследования или медицинского вмешательства?

Закон: В случае отсутствия возможности проведения диагностических исследований и лечебных мероприятий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, пациенту, находящемуся на лечении в стационарных условиях, осуществляется перегоспитализация в медицинскую организацию, имеющую возможность оказать медицинскую помощь, предусмотренную порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
В случае отсутствия необходимости осуществления перегоспитализации медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь, обеспечивает транспортировку пациента для проведения необходимых диагностических исследований, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, возможность выполнения которых отсутствует в медицинской организации, в другую медицинскую организацию. Транспортировка пациентов (взрослых и детей) до места назначения и обратно осуществляется санитарным транспортом медицинской организации, в которой оказывается медицинская помощь, в сопровождении медицинского работника. При необходимости сопровождения пациента врачом скорой медицинской помощи, в том числе специализированной бригадой, и необходимости проведения мероприятий по поддержанию функций жизнеобеспечения в процессе транспортировки транспортировка осуществляется бригадами скорой медицинской помощи в следующем порядке.

Решение о необходимости проведения пациенту диагностического исследования, возможность выполнения которого отсутствует в медицинской организации, принимается лечащим врачом по согласованию с заместителем главного врача по медицинской части (в ночное, вечернее время и выходные дни - ответственным дежурным врачом). Лечащий врач согласовывает проведение диагностического исследования с медицинской организацией по месту проведения, оценивает состояние больного и организует транспортировку пациента санитарным транспортом. Наличие медицинских показаний к транспортировке пациента бригадой скорой медицинской помощи определяется с заместителем главного врача по медицинской части (в ночное, вечернее время и выходные дни - ответственным дежурным врачом) и фиксируется в медицинской карте стационарного больного. После чего лечащий врач осуществляет вызов скорой медицинской помощи. Мероприятия по поддержанию функций жизнеобеспечения пациента во время транспортировки бригадой скорой медицинской помощи фиксируются в карте вызова скорой медицинской помощи и сопроводительном листе.

При высокой степени риска неблагоприятных последствий у пациента и разногласии в оценке возможности транспортировки пациента между лечащим врачом и старшим медицинским работником бригады скорой медицинской помощи решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, при этом транспортировка осуществляется в сопровождении лечащего врача и/или врача-реаниматолога медицинской организации, несущего ответственность за состояние здоровья пациента. В этом случае бригада скорой медицинской помощи выполняет распоряжения врача медицинской организации, сопровождающего больного, фиксирует назначения и их выполнение в карте вызова.

Комментарий: Норма, по которой организацией доставки пациента из одного стационарного медицинского учреждения в другое, должна заниматься клиника, в которой пациент находится на лечении, введена впервые. В соответствии с ней, у вас не могут потребовать заказывать платную «Скорую», чтобы доставить в клинику, в которой сделают, например, МРТ и привезти обратно. Или перевезти из одной больницы в другую, где есть возможность оказать медицинскую помощь в соответствии с показаниями. Сотрудники стационара обязаны доставить пациента в другое медучреждение на своем сантранспорте, а если такой возможности нет, то должны подключить службу «Скорой помощи».


Источник: http://doctorpiter.ru