Последние новости

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей


Врачи в опасности

vrachi 58342Медики занимают пятое место среди профессий по уровню профзаболеваемости, опережая даже работников химической промышленности. Однако достаточного внимания этой проблеме не уделяется ни на уровне клиник, ни на государственном. По мнению первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Ларисы Пономаревой, проблема обрела особое звучание в свете повышенного внимания к условиям труда и безопасности работы медперсонала, которые напрямую влияют на здоровье пациентов.

Не в приоритете

Экономические потери в России от инфекционных заболеваний медиков, причиной которых стали проводимые ими же медицинские вмешательства, достигают 15 млрд руб. в год. Ежегодно около 320 тысяч медиков не выходят на работу из-за болезней.

Но волнует ли руководителей ЛПУ наличие безопасных условий деятельности персонала? Директор Учебно-методического центра развития долгосрочных программ Российской академии народного хозяйства и государственной службы приПрезиденте РФ Нинель Хан утверждает, что эти вопросы не стоят в приоритете у руководителей лечебных учреждений.

— К сожалению, сейчас они думают преимущественно о том, как удержать лечебные учреждения на плаву, при большом недостатке средств пытаются заткнуть дыры, — говорит она. — Наверное, главврачи хотели бы создавать эффективные способы защиты персонала, но не готовы сформировать какие-либо финансовые источники для этого. Более того, эксперт обращает внимание на то, что сегодняшняя система стимулирования, распределения надбавок к зарплате ведет к тому, чтобы врач и медсестра перерабатывали, что никак не способствует решению задач безопасности медицинского персонала.

— Сегодня нет сформированного общественного интереса к защите медицинского персонала, — констатирует Нинель Хан, — и это задача профессионального сообщества.

Безусловно, совсем устранить риски заболевания медиков на рабочем месте нет никакой возможности, но можно добиться существенного их снижения. По мнению главы представительства компании «Бектон, Дикинсон энд компани» в России и СНГ Алексея Бобрика, в вопросах законодательного регулирования обеспечения безопасности здоровья и условий труда медицинских работников Россия могла бы опираться на международный опыт, внедрять лучшие мировые практики. В США с 1987 года принят целый ряд документов в этом направлении, а в 2001 году за отсутствие безопасных инструментов OSHA (Управление охраны труда и здоровья) наложило на лечебно-профилактические учреждения 132 штрафа общим размером более 1 млн долл. С начала 2000-х годов законодательство отдельных стран Европы также обязывает использовать безопасные медицинские инструменты. В 2010 году появилась Директива Евросоюза 2010/32/, обязывающая страны к 11 мая 2013 года внедрить комплекс мер по защите медицинских работников от травм и гемоконтактных инфекций, в том числе через обеспечение доступа к безопасным инструментам.

Впрочем, эксперт отмечает, что первые шаги к улучшению ситуации в отечественном здравоохранении уже делаются. Организаторы здравоохранения, законодатели, представители медицинского сообщества и индустрии объединяют усилия для анализа проблем, комплексного внедрения современных технических решений, формирования полноценной нормативной базы. В рамках материально-технического переоснащения ЛПУ внедряются современные медицинские технологии.

Надо поторопиться

Год назад Экспертный совет по здравоохранению при комитете Совета Федерации по социальной политике провел заседание, на котором обсуждались вопросы безопасности условий труда и охраны здоровья медицинских работников. Минздраву было рекомендовано рассмотреть возможность создания единых эффективных стандартов безопасности работы медиков и федеральной системы мониторинга рисков с информированием о них медработников и администрации медучреждений. Эксперты предлагали создать условия для внедрения современных программ обучения и повышения квалификации медперсонала с использованием современных технологий и медицинских изделий, обеспечивающих безопасность медиков, и начать работу по подготовке и проведению комплекса организационных и общественных мероприятий, снижающих риски возникновения инфекционных заболеваний среди медицинских работников и пациентов. В рекомендациях также отмечалась необходимость улучшения обеспечения медучреждений современными устройствами, оборудованием, материалами и инструментарием, обеспечивающими безопасность условий труда и формирования системы контроля соответствия и сертификации рабочих мест и помещений, в которых производится взаимодействие медицинского персонала и пациентов с биологическими материалами. В числе необходимых мер назывались разработка норм обучения и профессиональной аттестации медицинского персонала, работающего с биологическими материалами, и внедрение системы ранней диагностики профессиональных заболеваний медработников и методов экспресс-диагностики в случае возникновения риска чрезвычайных ситуаций.

Но, по словам академика РАМН Сергея Колесникова, одного из немногих интересующихся этой темой, на сегодняшний день положение дел принципиально не изменилось.

— Обозначенные год назад проблемы достаточно серьезные, быстро не решатся, — говорит эксперт. — Сегодня вопросы обеспечения безопасности здоровья и условий труда медицинских работников обозначены в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но они требуют дальнейшего развития и закрепления в нормативных актах. В частности, требуют доработки следующие статьи закона: права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья; особенности организации оказания медпомощи работникам отдельных организаций; медицинские осмотры, диспансеризация; медицинские отходы; права мед- и фармработников и меры их стимулирования; обязанности медорганизаций; госконтроль и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Силами экспертов общественного движения «За социальную безопасность», сопрезидентом которого является Сергей Колесников, готовится технический регламент по безопасной работе медицинского персонала с колюще-режущими инструментами.

— Прецеденты принятия подобных документов в европейских странах есть, — уверяет он. — Нам тоже надо поторопиться, потому что случаи заражения медработников такими инфекциями, как ВИЧ или гепатит, наиболее опасны и, к сожалению, их число не уменьшается. За два месяца мы завершим работу над регламентом и к сентябрю передадим его на рассмотрение в Минздрав (орган законодательной инициативы), Роспотребнадзор, Госдуму и Правительство РФ.

Надеемся, наш труд будет востребован.

По его мнению, ждет своего решения и проблема инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, как и другая — выведение из сферы действия медперсонала аллергенных веществ.
Наконец, существенным моментом в борьбе с профзаболеваемостью является информационная открытость.

— Важно, чтобы не было сокрытия случаев нанесения ущерба здоровью медицинского работника, чтобы сокрытие подобной информации наказывалось. Пока это не предусмотрено ни в административном, ни в уголовном кодексе, — подчеркивает Сергей Колесников и резюмирует: — Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» принят всего год назад, ожидать, что все стремительно поправится, не приходится. Сфера здравоохранения очень консервативна.

Выше, чем в среднем

Уровень смертности медицинских работников в возрасте до 50 лет на 32% выше, чем в среднем по стране, у хирургов эта цифра доходит до 40%. В структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные (от 75 до 83,8%, в среднем — 80,2%), при которых медицинские работники оказываются в группе повышенного риска. Так, риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, вирусом гепатита С — 10%, а вирусом гепатита В — 30%. На втором месте — аллергические заболевания (от 6,5 до 18,8%, в среднем — 12,3%), на третьем — интоксикации и заболевания опорно-двигательного аппарата.


Источник: http://doctorpiter.ru/articles/7171/

Минздрав готов допустить торговые названия лекарств в рецептах

350x650 u4VNGB1Nw7q6bU3g6mXB 86d61Минздрав РФ подготовил законопроект, в соответствии с которым в случаях индивидуальной непереносимости выписывать рецепт на лекарство можно будет не по Международному непатентованному наименованию (МНН), а по его торговому наименованию. Текст этого законопроекта был опубликован на Едином портале правительства России.

В министерстве пояснили, что это стало возможным благодаря закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающему в силу с января 2014 года.

Напомним, что с ноября 2013 года врачи будут обязаны выписывать лекарства на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям (МНН), без указания торговых названий препаратов, а с января 2014 года за несоблюдение этого требования вводится административная ответственность.

Такие меры призванны способствовать развитию конкуренции на рынке лекарственных препаратов и, как следствие, снижению цен на них.

Однако многие пациентские организации выступили против этого требования. В частности сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев заявил в январе 2013 года, что эта инициатива лишает пациента права выбора лекарственного средства.

«Нельзя причесывать все под одну гребенку, зная, что есть индивидуальная непереносимость, есть особенности разных препаратов, зная, что те дженерики, которые находятся на рынке, не являются настоящими аналогами оригинальных препаратов. Заставлять врачей выписать только международное непатентованное наименование, мне кажется, это ухудшит положение пациентов», — заявил он журналистам.

Теперь же минздрав пояснил, что для предотвращения злоупотреблений будут использоваться специально созданные врачебные комиссии и именно они, а не лечащий врач единолично, смогут назначать препарат пациенту.

Помимо этого, комиссия должна будет ставить в известность Росздравнадзор обо всех выявленных случаях побочных действия препаратов для осуществления мониторинга безопасности лекарственных средств.


Источник: http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/08/08/043name/

Интервью директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Игоря Маева ИТАР-ТАСС

igor-maev 6687dИгорь Маев в интервью ИТАР-ТАСС раcсказал о результатах мониторинга уровня оплаты труда медиков в регионах, сообщается на официальном сайте Минздрава России.

На днях Министерство здравоохранения объявило о подведении итогов мониторинга, который был назначен для выяснения причин обвала зарплат врачей в начале 2013 года. Они жаловались, что в первые месяцы года получали в Москве на 4-5 тыс. рублей меньше, чем в прошлом году, а в других регионах – на 1,5-2 тыс. рублей меньше. Когда к апрелю-маю стало ясно, что ситуация не меняется, врачи вышли на улицу. В итоге Минздраву было поручено разобраться, почему целевое выделение средств на повышение зарплат медикам в конце 2012 года средств привело к совершенно противоположным результатам. К каким заключениям пришли эксперты, и какие выводы будут сделаны из сложившейся ситуации, ИТАР-ТАСС рассказал вновь назначенный директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Игорь Маев.

- Вопреки всем обещаниям в начале этого года реальные доходы врачей практически по всей стране сократились. Что привело к такой ситуации и какие выводы были сделаны?

- Хочу сразу напомнить, что основная ответственность за повышение зарплат лежала на региональных властях. И средства на эти цели были доведены до каждого из субъектов вполне своевременно.

Была проведена довольно большая систематическая работа по мониторингу уровня оплаты труда медиков во всех 83 субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа полученных данных мониторинга, в январе-феврале вместо реального увеличения заработной платы в отдельных лечебно-профилактических учреждениях в большей или меньшей степени было допущено абсолютное и относительное снижение размера выплат. Это было связано, прежде всего, с неправильным пониманием руководителями отдельных учреждений механизмов и путей реализации повышения заработной платы, которое должно было произойти в начале этого года.

Кроме того, те надбавки, которые были в 2012г. у ряда специальностей – в частности, для участковых терапевтов, для врачей скорой помощи – были отменены, так как вводились на ограниченный период времени. Правда, это временное ограничение предполагало дальнейшую трансформацию надбавок в другие инструменты увеличения заработной платы, но ничего взамен отмененным надбавкам так и не было предложено. Замена не произошла во многом и потому, что в 2013 году дополнительные выплаты должны были производиться из другого источника финансирования – из фонда обязательного медицинского страхования. И для того, чтобы смена источников финансирования дополнительных выплат прошла гладко, надо было своевременно пересмотреть тарифные соглашения лечебных учреждений со страховыми компаниями. Именно эти новые соглашения и должны были, как предполагалось, обеспечить в конечном итоге рост зарплат медиков за счет иной, более гибкой тарифной политики. В ряде учреждений этого сделано не было.

Еще одна типичная причина снижения зарплат – то, что в январе и феврале некоторым врачам не выплачивались стимулирующие выплаты. Многие учреждения объясняли это отсутствием необходимой нормативной базы, точнее – новых положений о зарплате, которые позволяли бы это адекватно сделать.

Здесь очень много разных точек, мы не можем сейчас назвать какую-то единую причину или даже несколько причин.

- Но на каком уровне произошел сбой?

- Сбой произошел на этапе руководителей отдельных больниц и поликлиник.

- Какую роль здесь сыграли страховые компании?

- Страховые компании должны были вместе с руководителями этих лечебных учреждений разработать новые тарифные соглашения, конечно, с пересмотром тарифов за отдельные виды медицинских услуг, таким образом, чтобы было предусмотрено реальное увеличения зарплат медицинских работников, выполняющих эти услуги. И своевременно — в январе и феврале – чего в целом ряде учреждений сделано не было. Это привело к тому, что отдельные категории медработников в отдельных учреждениях за первые месяцы года получили зарплаты ниже той, которая у них была в конце в 2012 года.

- Как Вы считаете, это было выгодно страховщикам?

- Я так не думаю, потому что понятно, что все равно эти деньги, в конечном счете, были до медицинских работников доведены. Просто такая определенная нерасторопность, несвоевременная разработка и коррекция документов несколько задержали процесс. Все было сделано не в январе, а в феврале-марте.

- По прошествии полугода остались ли регионы, в которых зарплаты до сих пор не выровнялись?

- Мы регулярно мониторим ситуацию, в конце каждого месяца подводим итоги, проводим селекторные совещания с регионами, с руководителями их органов здравоохранения. Могу сказать, что в целом снижение заработной платы в первичном звене (врачи-терапевты и педиатры – ИТАР-ТАСС) уже компенсировано. На 1 июня во всех российских регионах отмечен рост заработной платы, выплачены задолженности. Ситуация в целом выправлена, хотя, безусловно, существуют отдельные медицинские учреждения, сотрудники которых продолжают задавать вопросы по поводу своих зарплат. Но на самом деле такая ситуация была всегда, у нас всегда имелось какое-то количество медработников, которые были недовольны тем, сколько им платят. Можем сказать, что по количеству обращений по зарплатам июнь-июль текущего года мало отличается от того же периода 2012 года. По существу мы вернулись к той ситуации, которая есть всегда.

- На что чаще всего жалуются врачи, когда все-таки обращаются в министерство?

- Если мы будем анализировать обращения, которые к нам поступили за последние полгода по поводу заработной платы вообще, то надо их разделить на несколько различных категорий. Значительная часть медработников информирует нас не о реальном снижении зарплаты (за 6 месяцев было порядка 200 таких обращений), а обращаются с просьбой разъяснить механизмы начисления тех или иных выплат. Например, они интересуются, как рассчитываются выплаты в связи с уходом в отпуск, с потерей трудоспособности, просят разъяснить, что такое стимулирующие выплаты и чем они отличаются от компенсационных, как все эти выплаты соотносятся с заработной платой в целом. Многих интересует роль страховых компаний. Такие обращений абсолютное большинство. Тем не менее, каждую жалобу по зарплате мы держим на особом контроле. Для начала посылаем запрос в медицинское учреждение, на которое жалуются. В ряде случаев нам приходилось выезжать с проверками на места. Потом даем ответ заявителю и проводим параллельно работу с руководителями ЛПУ, или даже связываемся с руководителями местного здравоохранения.

- Раз все зависит от начальства клиник, главных врачей, давайте поговорим и об их зарплатах. Недавно появились новые ограничения, которые больше не позволят главврачам превращаться в миллионеров в то время, как рядовые медики еле сводят концы с концами…

- Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы предусмотрена оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда не более 40% от общего фонда заработной платы возглавляемого ими учреждения. Речь о всех руководящих работниках вместе взятых, и только какая-то часть из этих 40% достается непосредственно главному врачу.

Когда Минтруд предложил этот норматив, уже была проведена большая работа в этом направлении. В принципе, по итогам 2012 года ничего страшного точно не было: в среднем по России главные врачи федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздраву, получали не более 5% от фонда оплаты труда своих учреждений. В ЛПУ регионального подчинения размер оплаты труда медицинских руководителей устанавливается местными нормативными документами. Мы не можем субъектам на самом деле здесь ничего приказывать. По данным мониторинга, заработок главврачей в среднем составляет до 7% от зарплатного фонда ЛПУ. При этом уровень зарплаты руководителя не может больше, чем в восемь раз превышать размер средней зарплаты работника возглавляемого им учреждения.

- До последнего времени главные врачи сами себе определяли размер не только зарплаты, но и стимулирующих надбавок. Что-то изменилось?

- Оклады и стимулирующие надбавки устанавливались и устанавливаются в соответствии с порядком, определенным Положением об оплате труда, утвержденным правительством в 2008 году. Этот порядок продолжает действовать и в настоящее время, но в него были внесены некоторые изменения. Это система, в соответствии с которой эффективность работы руководства отдельных ЛПУ оценивает вышестоящая инстанция, а не само это руководство. Минздравом разработаны соответствующие критерии эффективности, по которым может быть оценен размер стимулирующих выплат для руководителей подведомственных федеральных учреждений. Кроме того, планируется ввести норму, в соответствии с которой заработная плата главврача не может больше, чем в 8 раз, превышать среднюю заработную плату по конкретному ЛПУ.

Такая система уже введена Минздравом в отношении подведомственных учреждений, и мы планируем распространить ее на регионы.

- Уточните, какие критерии вы используете для оценки и сколько их всего?

- Их очень много, так как для каждого вида учреждений (мед вузов, сатанорно-курортных учреждений, научных институтов, клинических центров) свой набор критериев эффективности. Но независимо от специфики работы всегда оцениваются показатели социальной защищенности и заработной платы рядовых сотрудников. Критерии эффективности пересматривают и уточняют с учетом накопленного опыта каждый квартал.

- Но, наверное, вы не будете отрицать, что до недавнего времени многие главврачи вопреки всем правилам и инструкциям значительно превышали допустимый разрыв между размером собственного заработка и размером зарплат сотрудников.

- Безусловно, были отдельные случаи вопиющих нарушений. Это на самом деле единичные случаи в общей массе, но, к сожалению, каждый такой единичный случай, он настолько звучит, понимаете, он сразу становится достоянием очень большого количества людей.


Источник: http://ria-ami.ru/news/110581

Депутаты предлагают законодательно обязать всех иностранцев оформлять полисы медстрахования

3084009 81e13Депутаты Алексей Журавлев и Сергей Жигарев внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 25.9 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в котором предлагают законодательно определить порядок медицинского обслуживания иностранных граждан на территории России.
Депутаты предлагают обязать всех иностранцев, въезжающих в Россию заключать договоры медицинского страхования, а при отсутствии таких полисов всю медицинскую помощь, за исключением экстренной,оказывать на платной основе. Плановую медпомощь предполагается оказывать только при наличии письменных гарантий исполнения обязательств по оплате стоимости услуг или после внесения 50% предоплаты.
В случае уклонения иностранного гражданина от возмещения расходов на лечение предлагается запретить ему повторный въезд в Россию.


Источник: http://www.zdrav.ru/news/89161/

Депутат от ЛДПР предлагает сделать второе высшее медицинское образование бесплатным

833127 7d00fДепутат Госдумы от ЛДПР Валерий Селезнев предлагает сделать второе высшее медицинское образование бесплатным. Соответствующий законопроект внесен сегодня на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента.

Документом предусмотрено дополнение закона "Об образовании в РФ" следующим предложением: "Бесплатность высшего медицинского образования гарантируется вне зависимости от того, получается ли оно впервые". Данное изменение, убежден либерал-демократ, позволит привлечь в медицину людей, "заинтересованных в профессии, что в свою очередь положительно скажется на уровне компетенции наших врачей и эффективности медицинской системы".

Как отмечает разработчик инициативы, выбор второго высшего образования "является более осознанным, сделанным не под влиянием родителей или учителей, а полностью самостоятельным". "И если этот выбор пал на профессию врача, то можно не сомневаться в искренности его побуждений помогать людям, - подчеркивает Селезнев. - Такой человек идет в вуз за знаниями, а не за дипломом".

В апреле депутат уже внес в Госдуму аналогичный законопроект, который предусматривал введение в России "запрета платного медицинского образования". Законодательная инициатива, внесенная сегодня, направлена на "конкретизацию положений" и формулировок апрельского документа, указывается в пояснительной записке.


Источник: http://www.itar-tass.com/c95/833127.html