Проект Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в субъектах РФ и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

По соглашениям о государственно-частном партнерстве, как это предусмотрено законопроектом, частные партнеры должны осуществлять полное или частичное финансирование, эксплуатацию и техническое обслуживание объекта соглашения, а также одно или более из таких обязательств, как проектирование, строительство, реконструкция, модернизация, выполнение работ или оказание услуг, с использованием объекта соглашения. При этом, в отличие от концессионных соглашений, по соглашениям о государственно-частном партнерстве в эксплуатацию частному партнеру не могут передаваться объекты коммунального хозяйства и объекты энергоснабжения, но эти соглашения могут содержать более гибкие условия финансирования объекта соглашения за счет как бюджетных, так и частных средств.

Соглашения о государственно-частном партнерстве должны будут заключаться путем проведения конкурса на право заключения соглашения в порядке, устанавливаемом законом субъекта РФ, основные положения которого установлены законопроектом. Проекты законов субъектов РФ о государственно-частном партнерстве должны выноситься на обязательное общественное обсуждение в порядке, определяемом Правительством РФ.

С целью устранения существующих в федеральном законодательстве ограничений для реализации проектов государственно-частного партнерства предполагается внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ (предоставление субсидий юридическим лицам), Налоговый кодекс РФ (особенности налогообложения государственно-частных партнерств), Земельный кодекс РФ (упрощенный порядок предоставления земельных участков), а также в законодательные акты, регулирующие госзаказ и защиту конкуренции.

 

ПРОЕКТ

 

Федеральный закон
Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации



Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон принят в целях создания условий привлечения в экономику субъектов Российской Федерации и муниципальных образований частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства и устанавливает основные правовые и организационные условия его осуществления.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях

1.Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
2.Отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях».
3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики в области инвестиционной деятельности, утверждаются методические рекомендации по вопросам подготовки, заключения, исполнения и прекращения соглашений о государственно-частном партнерстве субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Требования к законам субъектов Российской Федерации о государственно-частном партнерстве

1.В законах субъектов Российской Федерации, определяющих порядок и условия заключения и реализации соглашений о государственно-частном партнерстве (далее – соглашение), должно быть предусмотрено:

1) порядок раскрытия информации о планируемых к заключению и реализуемых соглашениях;
2) порядок и условия взаимодействия с институтами гражданского общества по проектам государственно-частного партнерства, а также организация общественного контроля за такими проектами;
3) порядок проведения конкурса на право заключения соглашения;
4) существенные условия соглашения;
5) способы обеспечения обязательств сторон по соглашению о государственно-частном партнерстве;
6) требования о целевом использовании объекта соглашения и ответственность за нарушение таких требований;
7) порядок, условия и сроки передачи объекта соглашения для исполнения обязанностей сторон;
8) требования об определении деятельности (перечня работ), осуществляемой с использованием объекта соглашения;
9) механизмы, обеспечивающие гарантированное выполнение сторонами обязательств;
10) порядок осуществления контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения;
11) порядок изменения, прекращения, в том числе досрочного, а также в одностороннем порядке, соглашения и его последствия.
12) иные условия, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений.

2. Проекты законов субъектов Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, включая внесение изменений в указанные проекты законов, подлежат обязательному общественному обсуждению в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 4 Соглашение о государственно-частном партнерстве в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях

1. Государственно-частное партнерство в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляется на основании соглашений, заключаемых субъектами Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, в лице уполномоченных органов, с одной стороны, и частными партнерами с другой стороны, в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

2. Под государственно-частным партнерством в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в целях настоящего Федерального закона понимается сотрудничество между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, с одной стороны, и частными партнерами, с другой стороны, направленное на реализацию целей, установленных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляемое на договорной основе на принципах распределения рисков, ответственности, а также имущественного и финансового участия сторон.

3. В соответствии с настоящим Федеральным законом частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением государственных компаний, государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также хозяйственных обществ, 100% акций или долей в уставном капитале которых в совокупности принадлежат субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, либо индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

4. Соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа соглашения.

5. В целях настоящего Федерального закона:

  • к модернизации объекта относятся мероприятия по переустройству объекта соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, замена морально устаревшего оборудования и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием;
  • к эксплуатации объекта относится использование объекта соглашения частным партнером в соответствии с целевым назначением объекта соглашения, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением;
  • к техническому обслуживанию относится поддержание объекта соглашения в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением.

6. Объектом соглашения является любое имущество, необходимое для реализации полномочий субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, в соответствующих сферах деятельности установленных законодательством, в том числе, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, за исключением имущества, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности, а также относящегося к:

1) объектам систем коммунальной инфраструктуры и иным объектам коммунального хозяйства;
2) объектам энергоснабжения;
3) объектам обороны и безопасности
4) объектам гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами не допускается (объектам, изъятым из оборота).

7. В соответствии с соглашением органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления принимают на себя одно или более из следующих обязательств:

  • предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, во владение и пользование;
  • предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимые для исполнения соглашения;
  • принять в собственность объект соглашения от частного партнера;
  • предоставить частному партнеру средства бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования в целях оплаты товаров, работ, услуг или иной осуществляемой частным партнером деятельности в соответствии с условиями соглашения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления также вправе принимать на себя иные обязательства, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением.

8. В соответствии с соглашением частный партнер принимает на себя обязательства по финансированию (полностью или частично) и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения, а также одно или более из следующих обязательств: проектирование; строительство; реконструкция; модернизация; выполнение работ (оказание услуг) с использованием объекта соглашения.

Частный партнер вправе передать право собственности на объект соглашения публичному партнеру в сроки, в порядке и на условиях, определенных соглашением.

Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве.

9. Соглашения могут предусматривать также иные права и обязанности сторон в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

10. В соглашении должны быть предусмотрены следующие условия:

1) права и обязанности сторон соглашения;
2) срок действия соглашения;
3) условия и порядок расчетов между сторонами соглашения, в том числе условия и порядок возмещения расходов сторон и осуществления платежей в случае досрочного расторжения соглашения;
4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта соглашения, а также требования к качеству объекта соглашения;
5) обязательства сторон в связи с предоставлением частному партнеру земельных участков и иного имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством;
6) порядок распределения прав на объект соглашения и иное созданное в процессе исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве имущество после прекращения соглашения;
7) цели и срок использования (эксплуатации) объекта соглашения, за исключением случаев осуществления исключительно технического обслуживания;
8) последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению;
9) порядок внесения изменений в соглашение.
Соглашение может содержать иные, не противоречащие законодательству Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам органов местного самоуправления, условия.


11. В случае привлечения частным партнером средства кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению между частным партнером, субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и кредиторами может заключаться соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частным партнером своих обязательств перед субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и кредиторами). Замена частного партнера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение частным партнером обязательств по соглашению повлекло за собой существенное нарушение условий соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

Статья 5. Порядок и условия заключения и реализации соглашений о государственно-частном партнерстве

1.Решение о заключении соглашения принимается:

1) в отношении соглашения, заключаемого субъектом Российской Федерации – высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) в отношении соглашения, заключаемого муниципальным образованием – органом местного самоуправления;
3) в отношении соглашения, заключаемого субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием - высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с органами соответствующего муниципального образования.

2. Соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, в порядке, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации.

3. Соглашения заключаются в соответствии со следующими принципами:

1) открытости и прозрачности порядка проведения конкурса;
2) равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве;
3) добросовестного исполнения сторонами обязательств по соглашению;

4. Конкурс на право заключения соглашения должен включать в себя следующие этапы:

1) опубликование сообщения о проведении конкурса;
2) прием заявок на участие в конкурсе;
3) оценка заявок для определения состава участников, допущенных к подаче конкурсных предложений;
4) подача конкурсных предложений;
5) оценка конкурсных предложений и определение победителя конкурса по результатам рассмотрения конкурсных предложений;
6) заключение соглашения с победителем конкурса.

5. Законом субъекта Российской Федерации могут предусматриваться также иные этапы и конкурсные процедуры, применяемые при проведении конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.

6. Порядок и условия заключения и реализации соглашений субъектами Российской Федерации или субъектами Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями определяются законами субъектов Российской Федерации.

7. Проекты соглашений подлежат обязательному общественному обсуждению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. В случае если соглашение заключается и исполняется субъектом Российской Федерации совместно с муниципальным образованием, несколькими субъектами Российской Федерации, несколькими муниципальными образованиями, в конкурсной документации должно быть предусмотрено распределение обязанностей субъекта Российской Федерации и муниципального образования по соглашению, включая финансовые и имущественные права и обязанности.

9. Исполнение финансовых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по соглашениям осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

10. Предоставление льгот и преимуществ частным партнерам, являющимися сторонами соглашения, осуществляется в пределах компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 6. Гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.

1.В случае если в течение срока действия соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, стороны соглашения изменяют условия соглашения в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения.

2.Частный партнер имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3.Частным партнерам гарантируются равные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовой режим деятельности, исключающий применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих частным партнерам свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления предусмотренной соглашением деятельности продукцией и доходами.

4.Соглашением могут быть установлены также иные гарантии прав частного партнера, не противоречащие законодательству Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам муниципальных образований.

5.Указанное в части 1 настоящей статьи положение об изменении условий соглашения не применяется в случае, если вносится изменение в технический регламент, устанавливающий требования в отношении объекта соглашения, продукции, являющихся результатом деятельности частного партнера по соглашению, а также нормативный правовой акт Российской Федерации, регулирующий отношения по охране недр, окружающей среды, здоровья граждан.

Статья 7. Права публичного партнера на осуществление контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве

1.При осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования обязан осуществлять контроль за деятельностью частного партнера и ходом исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве. В целях осуществления контроля уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования имеет доступ на объект соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности.

2.Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования не вправе:

1)вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности частного партнера;
2)разглашать сведения, отнесенные соглашением о государственно-частном партнерстве к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной.

Статья 8. О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации

Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации после слов «оказанием услуг» дополнить словами «в том числе, возникших в связи с реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 9. О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1) в статье 174.1:

  • в наименовании и по тексту после слов «концессионным соглашением» в соответствующих падежах дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствующих падежах;
  • абзац второй пункта 1 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации »; после слова «концессионера» дополнить словами «,частного партнера»;
  • пункт 2 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; после слова «концессионер» дополнить словами «, частный партнер»;
  • абзац первый пункта 3 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; после слова «концессионеру» дополнить словами «, частному партнеру»;
  • абзац второй пункта 3 после слова «концессионером» дополнить словами «,частным партнером»; после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» »;
  • пункт 5 после слова «концессионер,» дополнить словами «частный партнер,»; после слов «концессионного соглашения,» дополнить словами «соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ,»;

2) подпункт 37 пункта 1 статьи 251 после слов «полученных по концессионному соглашению» дополнить словами «или соглашению о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» »;

3) абзац пятый пункта 1 статьи 256 после слов «законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях», дополнить словами «, законодательством о государственно-частном партнерстве», после слов «концессионного соглашения» дополнить словами «, соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) абзац десятый пункта 1 статьи 257 после слов «объекта концессионного соглашения» дополнить словами «, объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Статья 10. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Внести в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации следующие изменения:

  • в пункте 2 слова « пунктом 2.1» заменить словами «пунктами 2.1 и 2.4»;
  • дополнить пунктом 2.4. следующего содержания:« 2.4. Предоставление земельных участков в собственность или аренду для деятельности, предусмотренной соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов.».


Статья 11. О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Часть 4 статьи 2 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) с подготовкой и реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 12. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»

Часть 2 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» после слов «законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях» дополнить словами «а также соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ».

Статья 13. Вступление в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 180 календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 9 настоящего Федерального закона.
2. Статья 9 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.



Президент
Российской Федерации
В. Путин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить